Суббота
18.11.2017
20:40
Форма входа
Мини-чат
Мини-чат
ГБУ "ЦССВ им. Россолимо"

 

ОТЧЁТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

 

 

Сведения о реализации основных общеобразовательных программ, заявленных для государственной аккредитации

 

       ГБОУ города Москвы специальная  (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида № 49  имени Г.И.Россолимо

(полное наименование образовательной организации в соответствии с уставом)

 

  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования

 

 

  • Основная общеобразовательная программа основного общего образования

(указать наименования программ, заявляемых для государственной аккредитации)

 

1. Место осуществления образовательной деятельности по заявляемым для государственной аккредитации ООП[1]

         Специальная  (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида № 49  имени Г.И.Россолимо

 

(наименование основного подразделения юридического лица или его филиала, указывается в соответствии с уставом)

2. Юридический адрес осуществления образовательной деятельности по заявляемым для государственной аккредитации ООП:

111675 г. Москва, пр. Красковский 1-й, дом 38Б

 

(указывается адрес в соответствии с уставом)

3. Фактические адреса осуществления образовательной деятельности по заявляемым для государственной аккредитации ООП:

НОО:

111675 г. Москва пр. Красковский 1-й, дом 38Б

ООО:

111675 г. Москва пр. Красковский 1-й, дом 38Б

(указывается фактические адреса реализации каждой из заявленных для государственной аккредитации ООП)

 

4. Сведения о наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности по заявленным для государственной аккредитации ООП по фактическим адресам осуществления образовательной деятельности:

 

 

Вид документа

Серия и № бланка документа

Регистрационный номер и дата выдачи

Орган, выдавший документ

Номер и дата распорядительного акта (приказа) о выдаче документа

Срок окончания действия документа

Лицензия

Серия 77Л01

№ 0000374

 

 

№ 032977

13.11.2012 г.

Департамент образования города Москвы

Приказ Департамента образования города Москвы

от 13.11.2012 г. № 3236Л

Бессрочно

 

 

 

 

 

5. Сведения о наличии свидетельства о государственной аккредитации:

 

Вид документа

Серия и № бланка документа

Регистрационный номер и дата выдачи

Орган, выдавший документ

Номер и дата распорядительного акта (приказа) о выдаче документа

Срок окончания действия документа

Свидетельство о государственной аккредитации

Серия 77А01

№ 0000694

№ 000694

07.11.2012 г.

Департамент образования города Москвы

Приказ Департамента образования города Москвы

от 07.11.2012 г.№ 654 АК

17.04.

2014 г.

 

 

 

6. Сведения о контактных должностных лицах образовательной организации для получения информации, связанной с проведением государственной аккредитации данных ООП:

 

№ п/п

Должностные лица

Наименование должности (по штатному расписанию)

Фамилия, имя, отчество

Контактный рабочий телефон (с указанием кода междугородной связи), мобильный телефон

1.

Руководитель

Директор

Тюрина

Татьяна Александровна

8-499-721-72-49;

916 196 35 31

2.

Заместитель руководителя

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Аникина

Вера

Ивановна

8-499-721-72-59;

903 687 22  55

3.

Заместитель руководителя

Заместитель директора по безопасности

Самыленков Алексей Викторович

8-499-721-72-61;

916 505 15  55

4.

и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факс (с указанием кода)

тел/факс 8-499-721-72-49

 

 

 

Адрес электронной почты

internat49@mail.ru

 

 

 

Адрес официального сайта

www.internat49.my1.ru

 

 

7. Сведения о контингенте обучающихся в образовательной организации на начало текущего учебного года:

 

Классы

Обучение ведется в соответствии с ГОС

Обучение ведется в соответствии с СФГОС (проект)

Количество классов

Число обучающихся

Количество классов

Число обучающихся

1

2

3

4

5

Начальное общее образование

1 класс

Х

Х

 

3

2 класс

Х

Х

1

8

3 класс

Х

Х

-

-

4 класс

 

 

1

10

Итого на ступени начального общего образования

 

 

 

 

2

21

Основное общее образование

5 класс

 

 

1

9

6 класс

 

 

1

11

7 класс

 

 

1

10

8 класс

 

 

1

11

9 класс

 

 

1

9

Итого на ступени основного общего образования

 

 

5

50

Среднее общее образование                           нет

10 класс

 

 

 

 

11 класс

 

 

-

-

Итого на ступени среднего общего образования

 

 

-

-

Всего обучающихся в ОО на всех ступенях

 

 

7

71

 

 

8. Перечень основных общеобразовательных программ, заявляемых на государственную аккредитацию:

 

Основная общеобразовательная программа начального общего образования.

   

       Обучение  в  начальных  классах  проводится  по государственным программам. 

    Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее  обучение:  начальные классы (I—IV).  Авторы Р.Д. Тригер, Ю.А. Костененко, С.Г.Шевченко, Г.М. Капустина,    Н .А. Ципина  и др. — М.:  Издательство  ПАРАДИГМА, 2010г.

     В сборник включены программы для коррекционных классов общеобразовательных школ, а также для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.  Представленные программы, сохраняя основное содержание образования начальных классов общеобразовательной школы, отличаются коррекционной  направленностью обучения, обусловленной спецификой усво­ения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении, причиной которых является задержка психического развития различного характера.

     Преподавание  предметов,  отсутствующих в сборнике, но предусмотренных учебным планом проводится по следующим программам:

      Музыка и пение. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы.  Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Данная программа составлена в соответствии с основными положениями концепции Д.Б. Кабалевского.

      Изобразительное искусство.  Автор Б.М. Неменский.  

 

№ п/п

Наименование образовательной программы

1

Русский язык

2

Чтение

3

Математика

4

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (1-2классы) 

5

Природоведение (3-4 классы)

6

Трудовое обучение

7

Физическая культура

8

Ритмика

9

Изобразительное искусство

10

Музыка

 

 

Основная общеобразовательная программа основного общего образования

 

       Образовательные программы школы-интерната преду­сматривают обеспечение получения каждым воспитанником  образования на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с его индивидуальными возможностями («зоной ближайшего развития») через создание толерантной образовательной среды, постоянного роста компетентности педагогов. Образовательные программы призваны оснастить воспитанников опорными наборами знаний, умений, навыков и  качеств - ключевыми компетенциями, которыми они смогут воспользоваться в самостоятельной жизни  в современном социуме.

      Коррекционно-развивающая работа в контексте социализации обучающихся пронизывает весь процесс обучения детей с ЗПР. Проблемы социальной адаптации этой категории решаются через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учётом личных интересов и возможностей детей школьного возраста, живущих в определённом социуме, с целью освоения культурных норм и социальных ролей. В практике взаимоотношений, на конкретных примерах дети осваивают социальный и культурный опыт общества. Предусматривается практическая деятельность учащихся: самообслуживание, бытовой и общественно полезный труд и др. Важное значение придаётся организации совместной деятельности детей с ЗПР с нормально развивающимися сверстниками, а также с другими категориями детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Преподавание в СК школе-интернате VII в 5-9 классах ведется по учебникам и программам для общеобразовательных школ. Общеобразовательные программы адаптируются к уровню развития учащихся класса, где  перераспределяется «академический» компонент и компонент «жизненной компетенции»,  редуцируясь в ту или иную сторону.  Обучение ребёнка с задержкой психического развития  ведётся по доступной ему образовательной программе.

 

 

№ п/п

Наименование образовательной программы

1

Литература

2

Русский язык

3

Иностранный язык  (английский)

4

Математика

5

 Экономика

6

Природоведение

7

Биология

8

География и экология

9

Физика

10

Химия

11

История

12

Изобразительное искусство

13

Музыка и пение

14

Физкультура и ОБЖ

15

Трудовая подготовка

16

Москвоведение

17

Основы православной культуры

18

Обществознание

    Учебные примерные программы  по предметам для основной шко­лы составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государ­ственном образовательном стандарте общего образования вто­рого поколения. В них также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсаль­ных учебных

действий для общего образования, соблюдается преемственность с  программами начального об­щего образования.

     Примерные  программы  являются ориентиром для составле­ния рабочих программ: они определяет инвариантную (обяза­тельную) часть учебного курса, за пределами которой остает­ся возможность учителя выбора вариативной составляю­щей содержания образования. Учитель  может  предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последо­вательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и со­циализации учащихся.

       Однако содержание примерных программ для основной шко­лы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предмет­ным содержанием системы общего  образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

     Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответ­ствующей области окружающей действительности. Поэтому,  если в начальной школе на первое место выдвигается учеб­ная деятельность,  связанная с формированием умений учить­ся, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научно­го знания и учебной деятельностью, лежащими в основе фор­мирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной,   эстетической,   технико-технологической, физической культуры,  формируемой в процессе изучения со­вокупности учебных предметов.

При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные ви­ды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ве­дущую роль играет познавательная деятельность и соответ­ствующие ей познавательные учебные действия; в предметах коммуникативного цикла — коммуникативная деятельность и соответствующие ей учебные действия и т. д.

В связи с этим в примерных программах для основной школы в разных учебных курсах превалируют различные ви­ды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.

     Основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости.  На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств лич­ности. На этапе основного общего среднего образования про­исходит включение обучающихся в проектную и исследователь­скую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, клас­сифицировать, наблюдать, проводить опыт,  делать вы­воды и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, создавать презентации. 

 

Перечень программ обучения основного общего образования см. Приложение № 1

 

 

9. Сведения о соответствии содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов  (государственных образовательных стандартов) общего образования

 

       Разрабатываемый Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития (разработчики: И.А. Коробейников,  Е.Л. Инденбаум  Н.В. Бабкина)   учитывает принципы и подходы, использованные при разработке концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (второго поколения) и является его неотъемлемой частью. При этом он имеет структурное и смысловое соответствие основным положениям концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (СФГОС) детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же как все другие дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с ЗПР могут реализовать свой потенциал социального и психического развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.

       Результаты освоения основной образовательной программы оцениваются по завершении каждой из ступеней школьного образования, учитывая, что у ребёнка с ОВЗ может быть свой, индивидуальный, темп освоения содержания образования и его стандартизация в относительно коротких временных промежутках объективно невозможна.

Характеристика ожидаемых результатов даётся в единстве всех компонентов образования. Нецелесообразно рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики развития ребёнка с ОВЗ, ни качества его образования. В частности, у части детей могут быть вполне закономерные локальные западения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но такого рода неудачи ребёнка не должны рассматриваться как показатель его неуспешности в целом и невозможности перехода на следующую ступень образования.

       Общий подход к оценке знаний и умений ребёнка по академическому компоненту  в целом соответствует традиционному. Вместе с тем учёт особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ предполагает и использование специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления даже минимальных шагов в продвижении ребёнка в достижении ориентиров, заданных стандартом, и максимально точной оценки соотношения между ожидаемым и полученным результатом, что принципиально для построения и корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования.

      «Академические» достижения ребёнка отражают степень его оснащённости тем запасом знаний и умений, из которых в будущем он сможет выбрать потребные ему для социального развития и личной реализации. Эти достижения рассматриваются как часть будущей целостной оценки качества образования, получаемого ребёнком с ОВЗ.

    Для оценки другой составляющей — результатов развития жизненной компетенции ребёнка предлагается использовать иной метод — экспертной группы. Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком.

      В процессе итоговой проверки знаний, умений, навыков, усвоение которых предписывается требованиями к результатам обучения за курс начальной школы, учащиеся, осваивающие цензовые варианты специального стандарта, выполняют задания, разработанные для учащихся общеобразовательных школ. Здесь же целесообразно использовать специально разработанные задания, позволяющие оценить результативность коррекционной работы, а также качество школьной адаптации, проявляющейся не только в учебных успехах, но и в усвоении школьных норм и в успешности взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

       Наиболее надёжным критерием эффективности конкретных коррекционно-развивающих воздействий являются достижения ребёнка, фиксируемые не в сопоставлении с общими нормативами, а в отношении к его собственным результатам.

      Вследствие неоднородности состава детей с ЗПР диапазон различий в требуемом уровне и содержании их школьного образования предполагает их образовательную дифференциацию, которая может быть реализована на основе вариативности стандарта, заложенного в Концепции СФГОС.

 

9.1. Сведения о наличии контингента обучающихся по заявляемым для государственной аккредитации ООП.

 

       В нашем учреждении  обучаются и вос­питываются детей с задержкой психического развития, у которых при потенци­ально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдают­ся слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности пси­хических процессов, повышенная истощаемость,  несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивостью. Практически все имеют сопутствующие заболевания (соматические, психиатрические). В нашем случае ЗПР сочетается с характерными особенностями социального сиротства. В учреждении находятся на полном государственном обеспечении 91 воспитанник, из них учащихся -71 человек (1 – дошкольник; 19 воспитанников находятся на постинтернатном сопровождении и являются учащимися различных колледжей города Москвы).

      

 

Таблица 1. Сведения о контингенте обучающихся

 

Сведения

Значение

Фактическое значение для реализуемых ООП

НОО

ООО

СОО

1

2

3

4

5

9.1. Сведения о наличии контингента обучающихся по заявляемым для государственной аккредитации ООП

Численность контингента обучающихся по ООП, чел.

21

50

-

 

Сведения о контингенте  воспитанников см. Приложение № 2.

 

9.2. Сведения о наличии в ОО разработанных и утвержденных в установленном порядке основных образовательных программ (программы) соответствующих ступеней общего образования, включающих в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

 

Таблица 2. Сведения о наличии ООП

Параметры

Вывод (да/нет)

Начальное общее образование (ФГОС)

ООП включает учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся

да

Оценка о наличии/отсутствии разработанной на основе ФГОС и утвержденной в установленном порядке ООП начального общего образования: да

Основное общее образование (ФГОС)

ООП включает учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся

да

Оценка о наличии/отсутствии разработанной на основе ФГОС и утвержденной в установленном порядке ООП основного общего образования: да

 

 

       Обучение в начальных классах проводится по государственным программам: Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида.

       В сборник включены программы для коррекционных классов общеобразовательных школ, а также для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида. Представленные программы, сохраняя основное содержание образования начальных классов общеобразовательной школы, отличаются коррекционной направленностью обучения, обусловленной спецификой усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении, причиной которых является задержка психического развития различного характера.

        В школе используется второй вариант программ — для детей, у которых задержка психического развития выявлена до поступления в школу. Преимущество второго варианта комплектования класса состоит в том, что дети своевременно направлены в систему образования, адекватную их возможностям. Это позволяет им избежать стойких неуспехов в обучении и свести к минимуму негативные воздействия на формирующуюся личность ребенка.

        Программы сборника включают следующие разделы: пояснительная записка, в которой дается характеристика общих и коррекционных целей и задач обучения данному предмету; содержание обучения (по классам); основные требования к знаниям и умениям учеников к концу обучения в каждом классе (в курсе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» — по темам).

       В содержание учебных программ «Русский язык» (автор программ — Р.Д. Тригер), «Литературное чтение» (авторы программ — Ю.А. Костенкова, Н.А. Цыпина), «Математика» (автор программ — Г.М. Капустина) введены разделы, ориентированные на подготовку детей к восприятию последующего учебного материала. Изучение наиболее трудных разделов программ предваряется различного рода практическими заданиями, которые способствуют накоплению у школьников непосредственных наблюдений.

       Коррекционная работа рассматривалась в единстве с обучением и воспитанием детей. Усилия педагогического коллектива направлены на компенсацию недостатков развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, устранения негативных особенностей личностной сферы ребёнка-сироты.

     Содержание и логика построения учебного плана отражают задачи и цели образовательной программы, ориентированной на выполнение базового и разработку школьного компонентов, призванных обеспечить адекватный уровень основного общего образования и подготовку учащихся к самостоятельной трудовой жизни.

     Наряду с традиционными дисциплинами в учебном плане важное место занимают специальные коррекционные предметы. Школьный компонент используется для проведения коррекционно-развивающих групповых и индивидуальных занятий общей и предметной направленности, предназначенных для успешного преодоления трудностей в овладении отдельными предметами, а также способствующих укреплению здоровья, предупреждению гиподинамии, коррекции моторной сферы, созданию ситуации успеха ребёнку с проблемами обучения.

     На   специальные   индивидуальные   и   групповые   занятия   по коррекции   в расписании отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня.

     На уровне начального обучения   основной акцент делается на формирование прочных общеучебных умений и навыков и на активизацию познавательной деятельности, а также на воспитание культуры речи и общения. Для этого основные учебные предметы начальной школы дополняются специальными предметами. К такому специальному  коррекционному курсу   относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности - «Ознакомление с окружающим миром» (1-2кл.). Задачей данного предмета является целенаправленная коррекция общего и речевого развития детей с ЗПР. У учащихся формируются представления и понятия, необходимые им для дальнейшего обучения.

      За счёт часов школьного компонента учебного плана в начальной школе выделены часы на индивидуальные и групповые  коррекционные занятия общей и предметной направленности, в том числе на музыкально-ритмические занятия. Характерные для детей с трудностями в обучении особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаётся коррекции на музыкально-ритмических занятиях. Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию чёткости, точности движений, что положительно сказывается на учебной деятельности в целом.

     В 5-9 классах,  выделенные часы на обязательные индивидуальные и групповые  коррекционные занятия общей и предметной направленности, используются для коррекционной работы по предметам общеобразовательных курсов:

математика,   русский язык, английский язык.

   

 

 

    Образовательные области «Музыка» и «ИЗО» направлены на обучение учащихся основам каждого вида деятельности. Важное значение придаётся этим предметам в плане воспитания у детей художественного вкуса и эстетических чувств.

     Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность всего школьного обучения и развитие коммуникативных функций детей-сирот. На изучение русского языка в начальной школе отводится почти половина учебного времени. В основной школе за счёт часов факультативных занятий добавляется время на изучение родного языка.

     В процессе обучения математике учащиеся должны овладеть математическими знаниями, научиться применять их на практике. Учитывая особенности усвоения математических знаний учащимися с задержкой психического развития, за счёт часов факультативных занятий добавляется время на изучение математики в основной школе.

      Учебный план второй ступени основного общего образования направлен на усвоение базовых знаний, социализацию и подготовку к самостоятельной жизни.

     Важным для нравственного и правового воспитания детей-сирот является курс «Обществознание», преподавание которого ведётся в 5-9 классах.

      В    качестве   обязательного  занятия    по    выбору    школы даётся курс «Москвоведение» Целью курса «Москвоведение» является ознакомление детей-сирот с наиболее значимыми событиями из истории города, природными условиями, с трудом и бытом горожан. Москвоведение способствует коррекции личности и преодолению трудностей адаптации выпускников. Центральное место занимает социальный аспект жизнеобеспечения выпускника интерната. Москвоведение тесно связано с дополнительным образованием и внеурочной деятельностью. В 5 классе в качестве обязательного  занятия    по    выбору    школы вводится учебный предмет «Основы православной культуры», включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве