Понедельник
28.05.2018
11:00
Форма входа
Мини-чат
Мини-чат
ГБУ "ЦССВ им. Россолимо"
Главная » 2012 » Июнь » 19 » Публичный отчет
15:51
Публичный отчет
ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЁТ  ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 49
ЗА 2011- 2012  УЧЕБНЫЙ ГОД

                                       Нам не страшны  Кожуховские  дали.
                                               Это – Восток, окраина Москвы.
                                               Самое главное наше призвание
                                               Сделать свой Дом
                                               Для всех желанным, родным.

            
                                       (Гимн школы-интерната № 49)

        Гимн школы-интерната был написан к знаменательному событию – переезду в здание-новостройку.  Как счастливы были все тогда. Пять лет – это не большой срок в 139-летней истории учреждения, но сколько ярких страниц, творческих побед,  интересных событий и встреч включил он в себя.
      Интернат - это река. Река, течение которой не отличается спокойствием и плавностью. Этой реке на своём пути приходится  преодолевать бессчетное множество препятствий, обтачивать острые камни и кумушки, чтобы найти-таки в них драгоценные вкрапления и заставить их сиять ярко и долго.
Кому же вместе с детьми плыть по этой реке? Кому помогать им, направлять, не давать утонуть в водовороте впечатлений и информации? Конечно же,  педагогу.
     Педагог должен быть не только компетентен в своей области знаний, он, прежде всего, должен уметь разбираться в сложном внутреннем мире ребенка, уметь любить его и уважать. Он должен быть точно уверен в том, что нет плохих детей, есть дети, требующие особого внимания, терпения и любви. Ведь иногда тепло глаз, душевное слово, искренняя помощь важнее, чем тот или иной учебный предмет.
         Учреждение обладает достаточно высоким педагогическим потенциалом для осуществления образовательного и воспитательного процессов,  развития творческих способностей каждого педагога школы-интерната. Наш педагогический коллектив на протяжении последних лет является   стабильным, растущим и, что  особенно хочется отметить,  молодеющим.
Кадровый состав школы-интерната № 49.
      В  учреждении работают 57 педагога,  из них один – совместитель (Шибаева Г.В. – инструктор по физической культуре).
 В числе работающих:
                         «Заслуженный учитель РФ»- 2;
                         «Отличник просвещения» - 2;
                         «Почетный работник общего образования РФ»  -  7;
                         «Ветеран труда» – 8.
       Образовательный ценз педагогического состава достаточно высок. Все учителя школы имеют высшее педагогическое образование, из них -  35% высшее специальное (дефектологическое) образование. 
       75 % воспитателей  имеют высшее педагогическое образование, 19 % - среднее специальное (педагогическое) образование. Получают высшее образование на базе среднего трое сотрудников.
Высшую квалификационную категорию имеют 12 чел. –  21 %
Первую квалификационную категорию имеют 23  чел. – 40 %
Вторую квалификационную категорию имеют 18 чел. –  32 %
Квалификационную категорию ниже II имеют   4 чел. –     7 %
     
       В этом учебном году повысили   квалификационную категорию 2 педагогов и подтвердили из них присвоена  вторая квалификационная категория четверым и  первую квалификационную категорию 5 воспитателей
       В следующем году планируется дальнейший рост квалификации педагогов.
      Средний возраст  коллектива колеблется в сторону «омоложения».   41 %  работающих – педагоги в возрасте до 45 лет.
      Наиболее «молодые» предметы (ниже среднего возраста по школе):  ИЗО, английский язык, физическая культура, начальные классы, учителя-дефектологи,  учителя-логопеды,  педагоги дополнительного образования.           
        В учреждении отработана четкая система повышения уровня профессионализма. Администрацией школы приветствуются и создаются все условия для самообразования и повышения теоретических знаний педагогическими работниками в соответствии с потребностями образовательной программы учреждения (активное участие в окружных и городских семинарах и смотрах, профессиональных конкурсах, тренингах, педагогических марафонах  и др.).   
     
       В 2011-2012 учебном году закончили курсы повышения квалификации  10 сотрудника учреждения. Четверо педагогов получают высшее образование на базе среднего.
       В следующем учебном году планируется направление на курсы повышения квалификации   14 сотрудников.
     Проведение  семинаров-практикумов - это тоже один из видов повышения квалификации и возможности обмена опытом и демонстрации педагогического мастерства. Педагоги школы активно участвовали в работе
семинаров, круглых столов, проводимых в округе и городе. На базе нашего учреждения в прошедшем учебном году состоялись два семинара по актуальным проблемам современности.
     Окружной семинар по проблеме «Здоровье не всё, а всё без здоровья - ничто» проводился 10 ноября 2011г. На данном семинаре была представлена система комплексной работы по здоровьесбережению в условиях школы-интерната для детей-сирот с ОВЗ.
      Проблема воспитания здорового образа жизни среди воспитанников сиротских учреждений стояла всегда остро. Мы попытались ответить на те вопросы, которые возникают при работе с детьми-сиротами. Формировать здоровый образ жизни нужно начинать уже с младенчества, а школа может только помочь закрепить и привить полезные навыки. Что – же такое здоровьесберегающие технологии?  Это система мер, которая включает в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
    Из факторов, влияющих на психическое и физическое здоровье:
- наследственность – 20%
- медицинское обслуживание – 10%
- экология – 20%
- образ жизни – 50%
       А учитывая социальный статус наших детей - именно мы должны помочь сформировать здоровый образ жизни. То есть – научить ребёнка управлять своими физическими  движениями, процессами в теле, своим внутренним состоянием. Кроме того – научить его использовать полученные знания и умения во внеурочное время и в дальнейшей самостоятельной жизни. 
    В ходе семинара учителями интерна были даны 4 мастер-класса. Показан видеоклип «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто» (Сократ),  проведена презентация ученических  проектов  «Целебные свойства картофеля».
     Городской обучающий семинар и мастер-классы для руководителей государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Роль дополнительного образования в формировании у воспитанников ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, умений и навыков самостоятельной жизни »  прошёл 16 ноября 2011.  Дополнительное образование является частью общей образовательной системы, а главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.  Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. В учреждении накоплен большой опыт в системе дополнительного образования, который был полезен коллегам.
     
       Школа-интернат осуществляет обучение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 4 до 18 лет.
    В  интернате живут и учатся  воспитанники с диагнозом ЗПР, что означает замедленный темп психического развития. Он проявляется в  пониженном  запасе общих знаний, в ограниченности представлений об окружающей действительности, в малой интеллектуальной целенаправленности.                                                                  

Социальный состав воспитанников
на 01.06.2012 год.

      
      Ежегодно все наши  воспитанники проходят углубленный диспансерный осмотр на базе поликлиники и  консультативно – диагностических центров  ВАО г. Москвы: осмотр одиннадцати специалистов, лабораторные обследования и проведение  ультразвукового исследования органов брюшной полости и сердца. Это способствует и раннему выявлению отклонений в состоянии здоровья ребенка, и принятию своевременных  мер для                    оздоровления или  лечения ребёнка.

Информация  о  результатах диспансеризации воспитанников школы-интерната № 49  по  заболеваемости.


   Ведущее  место среди отклонений, выявленных   у учащихся  при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата:  это функциональные  нарушения осанки и формирования свода стопы. Среди наших воспитанников  с такими проблемами  - 52 человека (58%).
Распределение  детей по группам здоровья  по  возрастам

      Из данной таблицы видно, что преобладает группа  детей со 2 гр. здоровья. И это хорошо,  так как в эту группу входят дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие. Это так называемая « группа риска » по формированию хронических заболеваний.  Вовремя  начатая   и правильно организованная  помощь позволяет  сохранить   и  укрепить  здоровье ребёнка, чтобы он не перешёл  в III гр. здоровья.
  По состоянию  на  01.06.12 г.  в  школе-интернате  наблюдается  5  детей,  имеющих    инвалидность.

      Деятельность учреждения строится в соответствии с документами нормативно-правового и организационного обеспечения: законом РФ «Об образовании», Типовом Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288, Московским региональным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (для учащихся с задержкой психического развития) приказ № 275 от 13.04.2001г, Распоряжение № 98/р от 28.06.2006г. Программой «Модернизация столичного образования», Концепцией о правах ребёнка, Уставом, Образовательными программами учреждения.
       Важнейшей задачей учреждения являлась и является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей-сирот, их социально-трудовая адаптация и реабилитация в социуме. Коррекционная работа рассматривалась в единстве с обучением и воспитанием детей.
    Для успешного решения задач, стоящих перед нашей школой, были определены основные направления работы педагогического коллектива, среди которых основными являются:
-   разработка эффективных форм и методов коррекционной работы на основе изучения психолого-педагогических особенностей детей с ЗПР;
-    медико-педагогическая диагностика с целью обеспечения верной коррекции и уточнения диагноза;
-   повышение профессионального уровня педагогов;
-  поиск эффективных методов управления учебно-воспитательным процессом с использованием метода проекта;
-  создание эмоционального комфорта, здорового морально-психологического климата;
-  социализация и профориентация;
-  профилактика правонарушений;
-   создание условий для максимально свободной реализации заданных
природой способностей и возможностей, характерных именно для этого ребёнка;
-   охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья воспитанников;
-   обеспечение социальной защиты детей-сирот.
       Школа-интернат – очень сложное организационно-педагогическое, коррекционное и социальное образовательно-воспитательное учреждение. Оно может решать практически весь комплекс социальных и психолого-педагогических задач, при этом, не ослабляя, а усиливая взаимосвязь первой и второй половины дня, отношения с внешкольными учреждениями, с социумом.
      Для решения  поставленных задач и целью совершенствования уровня учебно-воспитательной и коррекционной работы  и перспективу дальнейшего развития учреждения, интернат сотрудничает:
-    с  Департаментом образования города Москвы по нормативно-правовому и методическому руководству, по комплектованию учреждения;
-    с ОМЦ Восточного округа по разработке и утверждению учебных планов и образовательных программ; по аттестации педагогов; организация курсовой системы повышения квалификации сотрудников учреждения;
-    с МГПУ (дефектологический факультет); связь науки и практики; посещение уроков студентами;
-    c ВОУО ДОМ по вопросам кадрового обеспечения, контроля, социальной защиты, материально-технического обеспечения; финансирования;
-    с ГМПК по решению вопроса диагностики, выявлению интеллектуальных возможностей форм обучения;
-    c детской поликлиникой № 120, КДЦ № 7, ГП № 78, ПНБ № 6, ПТД № 21 с целью проведения диспансеризации и лечебно-профилактических мероприятий;
-    с районным отделением милиции по профилактике правонарушений и асоциального поведения подростков;
-    с ПДН ОВД Косино-Ухтомский  по предупреждению правонарушений;
-    с Италией (провинция Генуя) по развитию социальной
 адаптации, кругозора, летнего  отдыха детей-сирот;
-    спортивный оздоровительный комплекс «Гелиос»;
-    с центром  «Юниор»; всеобуч;
-    с Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Исток»
-    со студиями  кабельного телевидения ВАО «Телевик», «Восток» и редакциями районных газет для освещения работы учреждения; журналом «Трёхозёрье»;
-    с Педагогическим колледжем № 16 для проведения практики студентов;
-    с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы  по экологическому воспитанию;
-    с Московским городским советом ветеранов ВОВ и Советом ветеранов войны и труда района Измайлово, Косино-Ухтомский  по патриотическому воспитанию;
-    Московскоой Государственной Академией физической культуры;
-    с Московским университетом МВД России  по формированию здорового образа жизни; 
-    Косинским детским морским клубом;
-    Муниципалитетом района Косино-Ухтомский;
-    с  Косинским лесопарком.
      Образовательная программа школы и учебный план школы преду-сматривают выполнение государственной функции школы - обеспечение базового основного общего  образования, развитие ребенка-сироты в процессе обуче¬ния и его социальная адаптация. Главным условием для достижения этих целей является включение ка¬ждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его воз¬можностей и способностей. Достижение указанных целей обеспечивается поэтапным решением задач работы школы на каждой ступени обучения.
    В 2011/2012 учебном году школа работала в режиме 5-дневной неде¬ли.
  I ступень – 1- 4 классы
  II ступень – 5 - 9 классы
     Формы организации учебного процесса:  уроки (классно-урочная форма);
 практикумы (лекционно-зачетная форма); индивидуальные и групповые коррекционные занятия общей и предметной направленности; защиты проектов, конкурсы;  предметные недели; открытые внеклассные мероприятия по предметам; традиции школы.
       Урок был и остаётся главной формой обучения. Бесспорным является факт, что на эффективность  работы учителей положительно влияло  оснащение учебных кабинетов: мобильные и удобные в использовании комплексы  «Дидактика», наличие наглядного, раздаточного, лабораторного и дидактического материалов, технические средства обучения. Но нельзя не отметить, что, слабое владение или полное отсутствие навыков работы на компьютере не позволяет эффективно использовать ИКТ и имеющиеся учебные программы («Алгебра не для отличников», «Живая физика», «Фраза» и др.) в учебно-воспитательном процессе.
    В школе оборудован компьютерный класс, причём по последнему слову техники (процессоры Pentium IV, работающие в сети; мультимедийный проектор, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска,  компьютерные программы).
       Компьютерные технологии – это и есть инструмент, с помощью которого учитель может увидеть и скрытые проблемы в развитии ребёнка, и свои профессиональные просчёты.
      Уроки с использованием компьютера и нового демонстрационного и раздаточного материала очень полюбились ребятам. Такие уроки не только оживляют процесс обучения, но и значительно повышают учебную мотивацию, познавательную активность, дисциплинируют учащихся, делают значимым приобретённые ими навыки и более прочными знания и умения.
      Мы продолжаем внедрение современных информационных технологий в учебный процесс. Мы под¬ключены  и имеем доступ к сети «Интернет».  Однако возможности компьютерного класса используются педагогами недостаточно. Основная причина слабое владение компьютерной техникой.  Поэтому в курсовой системе повышения квалификации предпочтение отдавалось темам, связанным с изучением компьютерных технологий. 
   
        В течение   учебного года в школе-интернате осуществлялся  педагогиче¬ский мониторинг качества образовательного процесса. Одной  из основных задач которого является отслеживание и анализ качества преподавания и образования по ступеням обучения, анализ уров¬ня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков и совершенствования работы педагогического коллектива по обучению учащихся и устранению  причин  трудностей в усвоении программного материала.
Регулярно проводимая диагностика состояния преподавания, результатов образовательного процесса позволяет  вносить коррективы в организацию индивидуальных и групповых коррекционных занятий общей и предметной направленности, более детально планировать  изу-чение тем, оказавшихся трудными для учащихся. Таким образом, содержание работы  соотносится с результатами образова¬тельного процесса.
Система  диагностического контроля по стержневым вопросам учебных программ   позволяет 
•    выявлять  соответствие  фактических знаний, умений и навыков  предъяв¬ляемым  программным  требованиям; 
•    определять, насколько  полно,  осно¬вательно,  прочно  усвоен  изучаемый материал классом в целом и отдель¬ными учениками,
•    а в случае имеющихся отклонений своевременно по¬мочь учителю и учащимся  принять неотложное управленческое решение,  совместно спланировать пути преодоления образующихся  пробелов  в знаниях или предупредить  их появление.
 В школе систематически проводятся срезы знаний по предметам учебного плана.  Особое внимание уделяется учащимся  5, 9 классов. Классно-обобщающий контроль проводится с целью определения степени готовности учащихся к итоговой аттестации и продолжению образования. Работы анализируются, обсужда¬ются результаты на заседаниях М/О, ШПМПК,  на совещаниях при завуче или директоре и педагогических советах.      
    Предварительный контроль готовности к итоговой аттестации выпуск¬ников основной  общей школы проводился в виде срезов знаний по ведущим предметам (русскому языку и алгебре) и другим предметам учебного плана школы VII вида. Мониторинг степени готовности выпускников начальной школы к обучению на второй ступени осуществлялся по планам М/О по преемст¬венности начальной и основной школ.
     Одним из главных статистических показателей работы являются результаты итогового контроля. Для итогового контроля уровня знаний учащихся 2-9-х классов за учебный год были выбраны как традици¬онные формы:  итоговые контроль¬ные работы по русскому языку и алгебре,  так и тестирование, проверка навыка устного счёта, техники чтения, тематических зачётов, диктантов на знание терминологии, компьютерное тестирование по русскому языку (программа «Фраза»).
 
  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ.
2011-2012 учебный год.

      Количество воспитанников на 01.06.12 – 94 чел.,  из них  8 дошкольников  и  6 человек  группы ПИ.   Учащихся  – 80 человек, из них  26  учеников  начальной школы.
        По итогам  года  аттестованы по всем предметам  76 учеников.
        По начальной школе аттестовано - 25 ученика, по средней школе – 51 ученик. Причины -  длительное лечение по психиатрическим показаниям, самовольные уходы,  бродяжничество.
      Не справляется с государственной учебной  программой   школы VII вида  4 ученика средней школы. Это дети, которые поступили к нам недавно.
     Успеваемость по школе за год составляет  94,8%, что ниже показателей прошлого года на 3%.  
Следует отметить высокий показатель качества обучения.            
   Успевают на «4 и 5»  19  воспитанников или 25%, что на 5% выше итогов предыдущего учебного года.
     Как положительный момент, следует отметить наличие хорошистов в выпускных классах.  9а – 14,3%; 9б –50% .
     Однако,   отсутствует показатель качества обученности в  8  классе.
      Трое учащихся  закончили четверть с одной оценкой «удовлетворительно».  Эти показатели свидетельствуют о возможности увеличения качества обучения и дают объективные сведения для планирования занятий индивидуальной коррекционной работой по конкретным предметам учебной программы.


Качество обучения
 
     Главным показателем коррекционно-развивающей, воспитательной  работы всего учреждения являются результаты государственной (итоговой) аттестации за курс основной общей школы и результаты  экзаменов в колледжи города, дающие возможность успешного продолжения образования и получения профессий.     
       Экзамен  (от латинского ехатеп - испытание, взвешивание) - проверка знаний, умений, силы, проверочное испытание учащихся по части курса или по полному курсу какого-либо предмета, производимое по окончании учебного года или по окончании какого-либо учебного заведения (словарь иностранных слов).
      Организация и проведение экзаменов в школе-интернате проходила в соответствии правовыми и нормативными документами.
      Подготовка к экзаменам проходила в соответствии с планом. 
     Выпускники интерната,  учащиеся  9 класса  сдавали экзамены за курс основной общей школы в традиционной форме.     
    Экзамены по выбору   учащихся.  11 учеников выбрали и сдавали географию и экологию; 3уч. – биологию; 3уч. -  физкультуру и ОБЖ; 2уч.- русский язык (устно); 1уч. – историю.  Москвоведение  сдавали 6 учеников.   Учитывая опыт прошлых лет и активную проектную деятельность учащихся,   экзамен по москвоведению проводился в форме защиты   индивидуальных или коллективных творческих проектов.
     Все выпускники девятых классов успешно сдали экзамены за курс основной общей школы и подтвердили годовые оценки.
     Отрадно отметить, что при поступлении в колледжи, наши ребята показали результаты на вступительных экзаменах выше - повысили годовые оценки, что свидетельствует о качестве знаний.
  К нам  приходят  «трудные»  дети, о них принято говорить «без руля и ветрил»,  с  школьной и личностной  дезадаптацией. Для них характерно отсутствие мотивации к обучению и продуктивной  деятельности.
        Вопрос успешной адаптации и социализации воспитанников школ-интернатов и детских домов приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество детей, лишенных родительского попечительства (социальных сирот),  не смотря на особое внимание со стороны государства,  не сокращается.
      Главная задача сегодняшней специальной (коррекционной) школы-интерната – противостоять деградации общественной жизни, пробудить у воспитанников чувство взаимопонимания, толерантности, доверия, сотрудничества. Ключевой характеристикой школьного специального образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование компонента жизненной компетенции на основе использования интерактивных методов обучения. Воспитательные средства должны быть направлены на выработку у каждого воспитанника собственного варианта дальнейшей жизни, достойного его как человека современного общества. На их основе он должен сам формировать свою собственную жизненную позицию, быть способным на самостоятельный разумный выбор.
     В своей работе по социализации детей – сирот, мы опираемся на разрабатываемые  Институтом  коррекционной педагогики РАО  специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, Программно-методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    В решении вопроса повышения уровня социальной адаптации воспитанников  школы-интерната к самостоятельной жизни мы используем внутренние и внешние ресурсы.
Внутренние ресурсы – это организация коррекционной учебно - воспитательной работы в интернате, выбор методов обучения, обеспечение индивидуального подхода в решении вопросов сопровождения: педагогического, психологического и социального сопровождения, системы дополнительного образования школы.
Внешние ресурсы – система образования округа, сотрудничество с Центрами медико-психолого-пдагогической реабилитации,  ветеранскими организациями, диспансерами города. Это связано с существующими   трудностями у детей, страдающих ЗПР: труд¬ности в общении со сверстниками, трудности в общении с учителями, трудности в усвоении и запоминании материала, не улавливают логику в объяснении материала, имеют узкий кругозор, обладают плохой памятью и страдают не¬хваткой терпения, испытывают трудности в выполне¬нии домашних заданий и преодолении усталости, связанной с учебной нагрузкой, им трудно справ-ляться с собой. Здесь важно подобрать такие методы обучения, которые позволили бы ребёнку с задержкой психического развития почувствовать свою успешность, способность достичь результатов труда, преодолеть свои трудности.
На протяжении ряда лет в школе-интернате применяется проектирование, как вид продуктивной учебной деятельности. Это дало свои положительные результаты, и вот, как мы думаем, почему. В силу эмоциональной незрелости долгое время в познавательном процессе детей с ЗПР превалирует игровая мотивация. Метод проектов позволяет заинтересовать такого учащегося конкретным делом, учитывающим его интеллектуальный потенциал, особенности личностной сферы и темпа учебной деятельности
         В процессе проектной деятельности воспитанников школы – интерната развиваются не только предметные, но и общеучебные навыки: организационные, общеинтеллектуальные, коммуникативные.  При этом могут развиваться следующие умения: планирование и организация учебной деятельности; восприятие информации, мыслительная деятельность; общение в ходе совместной деятельности – всё это особенно актуально в работе с детьми с ЗПР.      В процессе проектирования возможно настоящее творчество и, как результат этого, возможно получение побочного продукта:  воспитание нравственных качеств личности, коммуникативных умений, использование и применение новых знаний на практике.
     На 2011/2012  учебный год мы и выбрали  темой общешкольных ученических проектов  тему «Первого урока» -  «От цифирной школы к цифровой» («От пера до компьютера»).
1. Презентация школьных ученических проектов состоялась 4 марта 2012:

3 класс подготовил  проект «История школьных принадлежностей». Была поставлена цель: узнать кто, когда и для чего изобрел школьные принадлежности: линейку, карандаш, ластик, ручку, циркуль, тетрадь, счеты, краски и кисточки, как они изменились с того времени.
4 класс  работал   над проектом «Яснополянская школа Л.Н.Толстого». Целью проекта было познакомиться с жизнью и творчеством  великого писателя, узнать о его роли  в педагогике, о принципах, которым он следовал всю жизнь.  Во время работы над проектом учащиеся 4 класса прочитали все произведения Л.Н. Толстого для детей, нарисовали иллюстрации, провели конкурс чтецов басен писателя, поставили сказку «Мальчик с пальчик», составили кроссворд по произведениям Толстого и напечатали его в компьютерном кабинете.  Дети научились работать  в программе Excel.      Было проведено несколько экскурсий: в Государственный музей Л.Н. Толстого,  Музей-усадьбу писателя в Хамовниках, к памятникам Толстому, установленных в Москве. Перед каждым выездом проводилась беседа о культуре поведения в общественных местах и транспорте.      Под руководством учителя учащимися был отобран необходимый для презентации материал. Упор был сделан на нравственные качества и призыв к доброте, милосердию, терпимости друг к другу, стремлению стать лучше. На защите проекта выступили отлично.
      6-7 классы работали над проектом «Наш первый университет». Задача проекта  показать не только важность и актуальность вклада М.В. Ломоносова в дело развития российского образования, но и почувствовать радость интеллектуального труда. Участники проекта (семиклассники) были в МГУ им. М.В. Ломоносова, в типографии университета, обсерватории, в государственном Историческом музее на Красной площади, библиотеке МГУ, в Ботаническом саду, в храме Святой Татьяны, в музее землеведения МГУ. Были и в Санкт-Петербурге, поездка в который осуществилась благодаря спонсорам. В Санкт-Петербурге посетили музей антропологии и картографии им. Петра I. Видели приборы, макет химической лаборатории, личные вещи ученого. Были в Академии художеств, создателем которой являлся И.И. Шувалов. Посетили Петропавловскую крепость и Екатерининский дворец, где восхищались богатым интерьером. Изучив конкретный материал, воспитанники убедились в современности всех тех идей, которые выдвинул М.В. Ломоносов в области образования и науки. 18 апреля 2012 г. ребята защитили свой проект в стенах школы, а 20 апреля они принимали участие в «Ломоносовских чтениях» в гимназии № 1530. Все шесть участников проекта (ученики 7 класса) были награждены дипломами и сертификатами 2 степени. Работа над проектом была очень увлекательной, полезной и кропотливой.  Работа в команде потребовала от каждого ответственного отношения к труду, сплоченности, сопереживания, доброты и внимания. Всем участникам удалось проявить себя, раскрыв свои способности и талант.
      Организация учебно-воспитательной среды для детей с ЗПР имеет свою специфику, заключающуюся не только в преодолении специфических трудностей, но и  в социальной реабилитации и адаптации детей-сирот. Большая роль в этой работе принадлежит дополнительному образованию (ДО). Своеобразие ДО нашей школы проявляется в принципах его реализации: безоценочный подход к деятельности ребёнка, индивидуальный темп и стиль участия ребёнка в процессе развития, практико- ориентированная направленность содержания образования, создание ситуации успеха в образовательном процессе и др. В школе-интернате действуют 10 студий ДО, работа которых базируется на внутришкольной программе «Истоки». Структура ДО школы-интерната представлена соответствующими предметными областями и строится на слиянии программного материала уроков и внеклассных занятий. В школе-интернате работают студии ДО, представляющие  такие направления, как научно-техническое, социально-педагогическое, художественно – эстетическое и др. Студии посещают все воспитанники интерната. Это помогает им выработать практические умения и навыки, необходимые в жизни. Занятия по интересам помогают выявить и развить способности наших детей для дальнейшего профессионального обучения.
       Важным фактором повышения уровня социальной адаптации и интеграции детей-сирот является профориентационная работа учреждения. Профориентационная работа проводится в интернате, начиная с старшего дошкольного возраста. В раннем возрасте – это игра в профессии, в среднем – это путешествие в профессию, в старшем – собственно профессиональная ориентация. Здесь важна работа   по самопознанию воспитанников. Это – изучение  личности подростка и индивидуальная работа с каждым, как наиболее благоприятная форма деятельности с юношами и девушками, выросшими в условиях социальной и эмоциональной депривации   - индивидуальное психолого-педагогическое исследование и собеседование по его результатам, профконсультирование и выбор учебного заведения, обсуждение условий приема в училище и возможности проживания в общежитии и, самое сложное, - принятие правильного решения с учетом желаний и способностей каждого воспитанника.  В школе интернате №49 составлена «Программа  профессиональной ориентации подростков – выпускников школы–интерната», в работе которой мы активно используем УМК Московского центра труда и занятолсти молодёжи «Перспектива». Программа успешно функционирует на протяжении ряда лет и приносит положительные результаты. Кроме того, мы используем материалы программы Резапкиной Г.В. «Психология и выбор профессии» и  развивающие занятия Савченко М.Ю. по профориентации и личностному развитию школьников. Традиционным является проведение заключительного  открытого занятия по профориентации. В нём, как правило, принимают участие все старшеклассники, воспитатели и психологи учреждения. Приглашаем представителей различных школьных служб и администрацию. Обсуждаем выбор профессионального учебного заведения, условия поступления, предупреждаем об ошибках. В интернате 100% поступление в колледжи, 60% на конкурсной основе. Опытом своей работы мы поделились на V-ых окружных педагогических чтениях по теме «Развитие образовательной среды учреждения как условие достижения высоких результатов педагогической деятельности».
       Воспитанникам сиротских учреждений необходимы не только академические знания и умения, но и ориентация в мире социальных отношений. Включение социально – психологических занятий  в подготовку воспитанников позволяет обеспечить эффективное взаимодействие с людьми за пределами интерната. Здесь нам помогает УМК «Практикум социальной компетентности» - программа повышения социальной компетентности учащихся общеобразовательных и коррекционных школ (VII, VIII вида) (М.,2010). В дополнение к этой программе мы адаптировали некоторые разделы данного пособия и составили тематический план занятий «Эмоции» и «Про меня и про нас», направленные на самопознание и сплочённость группы. Был составлен «Курс практической социализации для воспитанников школы-интерната № 49», который включает в себя темы занятий, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, также предусматривает содержание практических занятий.
     Необходимым условием успешной социализации воспитанников является их правовая грамотность. Выпускники сиротских учреждений имеют слабые представления о своих правах и льготах, предоставляемых государством в связи с их статусом. В целях адаптации и успешной социализации наших выпускников осуществлялась просветительская «Программа социально-правового ориентирования воспитанников коррекционного сиротского учреждения», составленная по материалам программно – методического обеспечения деятельности образовательных учреждений. Просветительская работа проводилась в форме групповых бесед и обсуждений по темам:
•    Основные документы гражданина РФ - свидетельство о рождении и паспорт (где и каким образом оформляют, для чего необходимы, как восстановить при утере);
•    Основные документы гражданина РФ -свидетельство о рождении и паспорт (где и каким образом оформляют, для чего необходимы, как восстановить при утере);
•    О материальном обеспечении воспитанников школы-интерната, о необходимости беречь получаемые обувь и одежду, о праве на получение алиментов и пенсии;
•    О праве на   получение жилья,             ценности жилплощади,        видах мошенничества            с жильем,           правилах проживания и др.
Внешние ресурсы – это участие в окружных, городских общешкольных мероприятиях. Ежегодное участие в конкурсе  и спортивных соревнованиях «Надежда», «Ломоносовские чтения» - паритетное участие наряду с общеобразовательными школами и гимназиями в интеллектуальном проекте 2011/2012 уч.года. Наши дети заняли  II место среди участников чтений.
Взаимодействие с культурно-оздоровительным центром «Гелиус» - кружок танцев, сотрудничество на основании долгосрочных договоров с медико-психолого-педагогическим центром коррекции и реабилитации «Исток» и Московским научно-практическим центром наркологии Департамента здравоохранения города Москвы, филиал №4. Со стороны «Истока» - это диагностическая, методическая, консультативная помощь школе-интернату. Со стороны МНПЦ наркологии – профилактическая работа по злоупотреблению ПАВ – курс  тренинговых занятий. Тренинги проводятся специалистом  Центра с учётом потребностей конкретной группы выпускников. Программа диспансера согласована с внутришкольной программой по профилактике ПАВ.
    Современное общество заинтересовано в том, чтобы выпускник сиротского учреждения был максимально социализирован и успешно интегрирован в социальную среду. Модель выпускника интерната может выглядеть следующим образом:
1. Полная подготовка к самостоятельной жизни в рыночных условиях:
- способность к самоопределению и самоорганизации;
- сформированные житейские навыки и умения;
- сформированные трудовые навыки.
2.  Ориентированность на главные нравственные ценности общества: (Родина мир, человек, земля, знания, труд); образованность; человечность; общая коммуникативная, социальная, нравственная и духовная культура.
3.  Социальная ответственность.
4. Гармония психического и физического здоровья.
5. Профессиональное определение.
6.Сценарий собственной жизни и семейной жизни.
Два раза в год некоторые воспитанники имеют благоприятную возможность  провести время в кругу семьи. Эта работа проводится по линии ассоциации «Италия – Россия». Дети выезжают в итальянские семьи, где получают и принимают различные модели семейных взаимоотношений, знакомятся с бытом и культурой другой страны.
      Ежегодно выпускники и старшеклассники интерната проходят социологическое тестирование (Методика Рожкова). Результаты изучения уровня социальной адаптированности, активности, автономности (независимости от средового влияния), нравственной воспитанности выпускников школы в 2011/2012 свидетельствуют о том побочном продукте, который непроизвольно возникает в результате проектной деятельности учащихся. Наиболее высокими оказались показатели нравственности: все ребята показали  высокую и среднюю степень развития данного социального качества  – 100 % хороших показателей. Средовому воздействию наиболее подвержена 1 чел. – 90 % хороших показателей. Социальная активность присуща всем участникам обследования  и находится на среднем и высоком уровне. 5 человек, окончивших колледжи, обучаются в ВУЗах. За  последние 10 лет 12 пар наших выпускников сумели создать свои  семьи, в них воспитываются дети.
 Программы и технологии
Программы:
 1. Макет специального федерального государственного образовательного стандарта для  детей с задержкой психического развития // Проект «Разработка и внедрение специальных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». [Эл. версия]
2. Подготовка воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни: (Из опыта работы) /Отв. ред. В.И. Раздин.  – М., Центр «Шк.книга», 2009. – 160 с.
3. Программно–методическое обеспечение учебно-воспитательной деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: (Материалы для психолога) /Отв. ред. В.И. Раздин . [Текст]. – М., Центр «Шк. книга», 2006. – 121 с.
****
5. Асонова Е.А., Маленкова Н.Л. Дорога к дому: (Программа подготовки подростков к будущей семейной жизни – успешному супружеству, родительству, родству. [Текст]. – М. : МГПИ, 2010. – 110 с.
6. Астахов П. Книги серии «Детям о праве». - М.: Эксмо, 2009. – 78 с.
-    Я и дорога.
-    Я отдыхаю.
-    Я и школа.
-    Я и государство.
-    Я и семья.
-    Я и улица.
-    Я и магазин.
7. Маленкова Н.Л. и др. Практикум социальной компетентности: Программа для детей мл. шк. возраста. [Текст]. М.: ПГПИ, 2010. – 142 с. – (Приложения).
8.Маленкова Н.Л., Асонова Е.А., Михайловская И.Е. Он. Она: Программа полового и гендерного воспитания подростков. – М. : МГПИ, 2010. 190 с.
9. Мир конфликта: Программа психосоциального развития подростков (12 – 14 лет). [Текст]  /МГПИ. – М.: Центр «Шк. книга», 2009.- 55 с., ил.
10. Мой профессиональный выбор: Программа курса «Технология профессионального самоопределения и трудоустройства» для воспитанников 8-х классов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебно-методический комплект [Текст] /Под ред. Е.В. Грачиковой.– М., МЦТиЗМ «Перспектива», - 2010.
11.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: Программа предпрофильной подготовки: Учебно – методическое пособие. [Текст] – Изд. 4-е. – М.: Генезис, 2010. -  208 с.
12.Савченко М.Ю. профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам.  – М.: ВАКО, 2008. – 239 с.
13.Таболова Е.М., Страмнова Е.В. Формирование профессионального самоопределения: Программа для учащихся ст. классов. М.: МГПИ, 2010. – 73 с.
14. Учимся сотрудничать: Программа психосоциального развития детей младшего школьного возоаста (8 – 10 лет).  [Текст]  /МГПИ. – М.: Центр «Шк. книга», 2009.- 31 с., ил.
***
Внуришкольные программы:
      1.Программа дополнительного образования «Истоки». / СГБОУ СКШИ VII вида № 49 имени Г.И.Россолимо. М., 2011. – (Обсуждена и рекомендована к использованию педагогическим советом школы).
2.Программа профориентационной работы педагогического коллектива школы- интерната VII вида для детей – сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья: Программа ДО школы-интерната № 49. /Сост. Аникина В.И., Прозорова Т.И., Родионова Т.Г. –)
3.Программа «Профилактика злоупотребления псиоактивными веществами в подростковой среде» (Обсуждена и рекомендована к использованию педагогическим советом школы).
4.Тематический план занятий «Эмоции»/ Сост. Артемьева Н.Ю. – (По программам Крюковой С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.  Хухлаевой О.В. Лесенка радости). - (Обсуждена и рекомендована к использованию педагогическим советом школы).
5.Тематический план занятий на сплочение группы. /Сост. Артемьева Н.Ю.- (По программе Маленковой Н.Л. и др. Практикум социальной компетенции). - (Обсуждена и рекомендована к использованию педагогическим советом школы).

Технологии:
1.    Метод проекта
2.    Развивающие занятия
3.    Практикумы
4.    Тренинги
5.    Игры
6.    Клубные часы
7.    Открытые занятия

Просмотров: 1720 | Добавил: internat49 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]